Велнесс — это образ жизни

Велнесс — это образ жизни, подразумевающий гармонию тела и духа, оптимизм и всем известное позитивное мышление, которого так тяжело добиться, вскакивая каждое утро в 6:00 или около того, досыпая в транспорте и т. д. и т. д. Кроме того, велнесс подразумевает комплексный уход за кожей, активный отдых, занятия спортом и — что самое главное для нас — правильное питание. — Ключевые слова.

Само понятие «велнесс» родилось в 50-х — 60-х годах в Америке как производное двух слов «фитнесс» и «well-beeing», что можно перевести как «хорошее самочувствие». Велнесс подразумевает и фитнесс, и жизненную энергию, и умение радоваться жизни. Это своеобразная система оздоровления, позволяющая достичь эмоционального и физического равновесия в условиях современного города. Движение за здоровый образ жизни возникло в начале 80-тых годов ХХ века в США и Западной Европе. Тогда наука начала предлагать новые методы омоложения и замедления процессов старения — пластическую хирургию, биодобавки, витамины — порождая растущий спрос на модные товары и услуги. Возник новый класс покупателей, готовых платить за продление молодости. На Западе начался «велнесс-бум», сопровождавшийся повсеместным открытием специализированных студий, салонов, медицинские центров, выпуском сопутствующей продукции.

Сегодня мировая индустрия уже не просто предлагает потребителям устранить возрастные изменения в организме, но и победить их причины. Интерес к тренажерным залам, экзотическим ваннам, массажам, очищающим чаям и т. д. не спадает.

Очевидно, что велнесс — это реалия исключительно сегодняшней действительности, порожденной глобализацией, мегаполисами, гигантскими транснациональными корпорациями и глобальными проблемами: загрязнением окружающей среды, перенаселением и вечной нехваткой времени.

Здоровым же нужно оставаться в любых условиях, а для этого нужно менять взгляды в первую очередь на себя самого. Велнесс как раз и претендует на роль нового мировоззрения здорового — и хорошо выглядящего — человека. В последнее время здоровье вообще отождествляется с хорошим внешним видом. Это модно и выгодно: чем лучше выглядишь, тем легче располагаешь к себе окружающих, тем, соответственно, скорее увеличиваешь зарплату.

Алкоголь, курение, быстрое питание (и вообще все, что делается с минимальным удовольствием и наскоро), полуфабрикаты — все это понятия, относимые современной успешной частью общества к устаревшим.

Как видно, тенденция эта появилась не сегодня и умрет определенно не завтра, поскольку задавленные проблемами жители мегаполисов представляют собой гигантскую группу потенциальных потребителей. За те пару десятилетий, что прошли со времени зарождения движения за здоровый образ жизни, велнесс превратился в мощную индустрию, удовлетворяющую самые разнообразные покупательские интересы: от новой косметики до принципиально новых туристических услуг.

Так, сегодня каждая уважающая себя гостиница, старается удовлетворить спрос постояльцев на хорошее самочувствие (как физическое, так и психологическое), стремится обзавестись не только сауной и бассейном, но различными атрибутами «велнесс-образа жизни». Например, массажным и косметическим кабинетами, фитнес-центрами, велнесс-меню, фито-барами, специальными велнесс-программы и т. п. Кстати, пугающий рост числа фитнес-клубов — часть этой волны велнесса, докатившейся и до нас.

Велнесс-продукты

Что касается питания, то здесь наблюдается растущий спрос «здоровые продукты» (обогащенные продукты питания и напитки, спортивные коктейли, биодобавки, меню фреш-баров) и изменение структуры потребления внутри традиционных групп товаров (вспомните, когда в последний раз вы ели обычный, необезжиренный йогурт или приличную порцию свиной отбивной). Многих продуктов из этих групп стоит опасаться (например, так и неизвестно, каково истинное действие энергетических напитков или сомнительных биодобавок на человеческий организм). Но механизм запущен, а потому нужно постараться не попасть под его лопасти.

В противоположность к обычным продуктам питания, «велнесс-продукты» должны соответствовать более высоким требованиям ухаживающих за собой людей: обладать повышенной энергетической ценностью и дополнительными эффектами, улучшающими самочувствие. По сравнению с традиционными составами функциональные продукты питания обогащены действующими компонентами, которые могут дополнительно улучшить самочувствие. Как правило, эти продукты одержат питательные и функциональные вещества, которые, в зависимости от своих свойств и дозировки, поддерживают человеческий организм и могут вкупе со здоровым образом жизни вызывать чувство хорошего самочувствия. При этом очень важно сделать так, чтобы не менялся привычный вкус продуктов.

В процессе производства в них либо добавляют новые полезные вещества (рыбий жир — в йогурт), либо увеличивают или уменьшают концентрацию уже имеющихся (как, например, в случае с молочными продуктами).

В последние годы в состав продуктов стали вводить добавки, выделяемые как из растительного, так и из животного сырья. Самые распространенные — производные сои: волокна, белки, лецитин. Есть и продукты с вытяжками из других растений. Например, фитокаши с экстрактами шиповника, суданской розы, зеленого чая.

Одна из наиболее часто встречающихся в здоровых продуктах добавок — балластные вещества. Они относятся к тем компонентам, которые начали широко использоваться в продуктах питания ещё задолго до появления самого понятия «продуктов хорошего Самочувствия» (велнесс) — или же с самого начала входили в их состав. Это обуславливает их высокую известность у потребителя. У 80% потребителей с этим понятием ассоциируется польза для здоровья, и они отдают себе отчёт в физиологическом значении балластных веществ. Они действительно стимулируют перистальтику кишечника и регулируют процессы пищеварения, усиливают эффект насыщения, снижают уровень холестерина (за счет связывания холестерина и желчных кислот), абсорбируют канцерогенные и другие токсические вещества.

Правда, так и неизвестно, действительно ли обогащенные (а не просто экологически чистые, если такое вообще еще возможно) продукты полезны для организма. Ученые сами еще не до конца решили, что это — суровая необходимость или новые способ увеличения цены на продукты.

В любом случае осторожность не помешает. Если велнесс — не образ жизни, а погоня за модой, он может превратиться в дополнительный фактор стресса. Не стоит забывать, что не вы для велнесса («анти-эйджинга», «фитнесса» и других магических понятий), а он — для вас. Средство, а не цель. Автор статьи: Карина Клименко